Пространство выжженной земли
«Женщина
в России как-то совершенно по-иному себя
определяет. Она бесконечно переживает.
Что-то там постоянно с собой делает. Вот
отличная метафора из жизни – если
посмотреть инстаграмы всяких известных
русских дев – они все либо на шпильках,
либо на цыпочках. Чтобы длиннее, тоньше,
лучше. И по жизни так – стоят на пальцах,
как балерины в позиции. Никогда не
расслабляются».
Мода
— тема, которая в последние несколько
лет стала очень популярна в российском
обществе. Рунет заполнен фотографиями
стрит-стайла, обзорами трендов и
предложениями от стилистов. Следуя за
своим интересом, я периодически читаю
материалы известных блогеров, пишущих
о моде. И замечаю одну общую черту —
практически все они что-то запрещают.
Запрещают
телесные колготки. Запрещают платья-футляры.
Запрещают леопарда и ажурные чулки.
Запрещают украшения из полудрагоценных
камней… Запрещают кофты и береты...
Запрещают, запрещают...
У
многих сетевых «гуру стиля» есть свой
голос, очень узнаваемый. Он всегда вещает
как бы свысока, с апломбом. Читатель
сразу чувствует: гуру несет свет истины.
Из неких мест цивилизации — в отсталую
страну папуасов, обвешанных стразами.
Язык гуру обогащен
такими понятиями, как «безвкусица» и
«провинциальный
стиль». Интонации —
повелительные: «выбросить», «забыть»,
«снять немедленно» и «запретить».
Для
меня вполне понятен тот факт, что кто-то,
выстраивая стиль самопрезентации,
использует агрессивные приемы маркетинга.
И мне не кажется странным желание
самоутвердиться посредством унижения
других — в конце концов, это очень
человеческая черта.
Однако
меня неизменно удивляет тот факт, что
десятки читателей припадают к этим
источникам в позе смирения. Насколько
же силен в российской женщине комплекс
неполноценности, раз она готова принимать
с благодарностью столь пренебрежительное
отношение к своим собственным культурным
кодам, сформированным опытом, социумом,
окружением?
Фото: Александр Петросян |
Признаюсь: я тоже считаю, что у россиянок очень много границ и шор, изобретенных отчасти добровольно, отчасти вследствие сложностей социальной жизни. Русская женщина находится в постоянном стрессе, обусловленном стремлением к самореализации. Это ведь только «там» - в Европах и Америках - дамы сосредоточены на карьере, а в России женское счастье по-прежнему укладывается в формулировку «найти бы мужика хорошего». Весьма часто, вследствие ряда целого ряда причин, обретение второй половины совсем не заменяет женщине необходимость «вкалывать». И все же в России успешной женщиной принято считать ту, что состоялась не только в карьере, но и в семье. Отсюда проистекают все установки, связанные с внешним видом. Женщина, которая выглядит недостаточно презентабельно для того, чтобы быть оцененной мужчиной — не демонстрирует признаки успеха.
Эту
установку в российском обществе
транслируют по-разному. Юная дева в
ночном клубе считает, что выражать свою
сексуальность необходимо посредством
использования бандажного платья и
огромных каблуков. Скромный учитель
стремится приукрасить винтажную блузу
яркими бусами из поделочных камней.
Московская модница ложится под нож
хирурга. Выбор зависит от того идеала,
который является понятным для конкретной
личности и привычным в близкой ей среде.
Объединяет столь разных женщин лишь
одно — все они хотят быть идеальными.
Советую
зайти на любой сайт или форум, посвященный
моде и почитать, как женщины обсуждают
друг друга. Маникюр, стрижка и укладка,
даже состояние вещей — все подвергается
тщательному анализу. Я своими глазами
видела, как на одном ресурсе дама
вычислила по расплывчатым фото «катышки»
на чужой одежде.
Все
это — признаки своеобразного невроза,
который поразил общество. Здесь каждой
непременно нужно соответствовать
стандартам и идеалам — причем не только
собственным, но и чужим! Женщина ОБЯЗАНА
быть не только профессионалом, матерью
и женой, но и писаной красавицей. Обязана
коллегам — чтобы не оскорблять их нормы
и вкус. Обязана детям — чтобы видели
правильный пример. Обязана мужчине —
чтобы выбрал и был рядом, а не променял
на другую.
Именно
отсюда, из этих стереотипов проистекает
выбор того внешнего образа, который
близок большинству россиянок. Чтобы
нравится мужчинам и соответствовать
успешному статусу (будущей или настоящей
жены, матери), дама должна проявлять
свою ЖЕНСТВЕННОСТЬ, привычные черты
которой таковы: демонстрация форм,
подчеркнутый силуэт, юбки и платья,
высокий каблук. Личный вкус, сформированный
примером родных, окружением и степенью
эстетического образования, диктует
степень откровенности или сдержанности
этого облика.
Многие
россиянки поколениями живут этим
идеалом, и вдруг сегодня — устами модных
гуру — узнают, что все это, оказывается,
«не в моде». Что «секс больше не продает»,
и юбка с каблучками (а не кроссовками)
сегодня выглядит вульгарно. Узнают —
и с радостью добавляют еще одну фобию
в формулу своего невроза. Теперь их
НЕИДЕАЛЬНОСТЬ может выражаться в
отсталости от моды!
Нет, платья и юбки с каблуками пока не запретили! Их носят не только в России, но и в США, и в Европе. Просто сегодня это не единственный способ выразить свою женственность. Фото: Вита Ковалева, Blair Eadie, Miss Pandora |
В
среду, наэлектризованную атмосферой
постоянной конкуренции, попадает искра,
и начинается пожар: ритуальное сожжение
телесных колготок, изучение советов
экспертов и стилистов, следование — в
меру собственных представлений о
соответствиях — модным трендам. Ну, и
поиск «катышков» на чужой одежде — в
качестве терапии.
Тема
моды из благодатного оазиса творчества превращается в выжженную землю, где
стоят верстовые столбы запретов и
ограничений. По этой земле рядовой
потребитель моды бежит за локомотивом
трендов, подгоняемый чувством собственной
неполноценности («колхоз!» «совок!»,
«провинция!) и кнутом блогеров и стилистов
(«сними!», «купи!»).
Как-то
забывается простая мысль о том, что не
люди — для моды, а мода — для людей.
Разных, непохожих, самобытных...
Разные люди одного города. Фото: Собака.ру, Александр Петросян |
Большинство
из тех принципов, которые так стремятся
донести до нас категоричные гуру стиля,
сформированы именно с этой позиции —
с позиции свободы. Свободы от правил
гендерного самовыражения (на страницах
глянца сегодня можно увидеть мужчину
с макияжем, а женщину — в трусах боксера),
от требований классической эстетики
(да, в моде деконструкция), от рамок
возраста (на подиум выходят возрастные
модели).
Так
стоит ли ограждать эту позицию частоколом
унизительных клеймо и
ультимативных запретов — чаще всего
субьективных? Возможно, это кого-то
чему-то учит. Но в еще большей мере
способствует накоплению социального
напряжения, которое и так огромно.
С
моей точки зрения, условное «бандажное
платье» следует не запрещать в списках
«маст-хейт», а объяснять, почему с позиции
современной моды оно устарело. Возможно,
тогда пропасть между модой, которая
рождается и развивается «там», и модой,
которая живет «здесь», сократится.
Однако
об этом — в следующей статье.
Текст: © Marina Pavlova 2017
Комментарии
Отправить комментарий